Загадка песни про Подол
Эта статья была впервые напечатана в 1998 г. на страницах Киевской газеты "Возрождение". За три года, прошедшие после этой публикации, открылись новые факты, позволяющие несколько уточнить описываемые в ней события. Пришлось снова взять в руки перо и внести соответствующие исправления...
Несколько лет назад на страницах одной уважаемой в те времена киевской газеты разгорелся скандал. В редакцию явились родители малоизвестного (как заявили они сами) автора-исполнителя Ю. Морозова. Поводом послужил состоявшийся, а перед тем афишированный концерт Леонида Духовного, столь же известного автора-исполнителя. На афишах вышеупомянутый исполнитель был указан как автор широко известной песни "А без Подола Киев невозможен..."
Чета Морозовых возбужденно потрясала РААПовской справкой, выданной в том, что именно их сын написал эту песню еще в 70-е гг. Как доказательство супруги приводили свидетельства друг друга: они, дескать, сами видели, как Юра писал эту песню. Которую Духовный, по их словам, нехороший человек, украл в рекламных целях, потому что собрался уезжать в Америку - хочет обмануть наивных эмигрантов и присвоить чужую славу...
Буквально через несколько дней редакцию посетил сам Л. Духовный, который предъявил РААПовскую же справку, подписанную тем же чиновником. Он заявил, что возмущен гнусными инсинуациями семьи Морозовых, а в подтверждение своего авторства привел слова А. Розенбаума о том, что тот слышал данную песню еще в 60-е гг. (в чьем исполнении, не уточняется).
Окончательно сбитая с толку редакция опубликовала очередную заметку и со своей стороны заявила, что "если уже сами киевские евреи не могут разобраться", кто написал песню, то она (редакция) и подавно.
В итоге каждый остался при своем. Но история на этом не закончилась
В 1997 г. певец-эмигрант Гриша Димант издал в США свой альбом "Любимые песни", записанный в далеком 1978-м. На этом диске автором спорной песни указан некий Г. Бальбер. Ситуация запуталась еще больше.
В попытке прояснить ее давайте из Штатов перенесемся в Советский Союз начала 70-х: апофеоз периода застоя и расцвет магнитофонной культуры. Несмотря на официальный запрет, по стране ходят километры магнитной пленки с записями всевозможных песен самых разных исполнителей - от матерных частушек, напетых Костей Беляевым, до не менее чуждых нам альбомов "The Beatles". Если это кому-нибудь нужно - значит, на этом можно сделать деньги! И вот в стране появляются первые подпольные студии, на которых тиражируются популярные записи.
Одно из таких мест - квартира С. Маклакова в Ленинграде. Бывший "спекулянт" превращается в того, кого сейчас уважительно назвали бы "продюсер", и в середине 70-х гг. начинает записывать блатные и уличные песни в исполнении группы ленинградских профессиональных музыкантов, получившей название "Братья Жемчужные". Вскоре к ним присоединяется уже известный на тот момент исполнитель Аркадий Северный. Сотрудничество оказывается довольно удачным, записи расходятся "на ура";, поэтому новые "концерты" выпускаются как с конвейера. Но возникает проблема: одни и те же песни петь неинтересно и, главное, не особо выгодно. Начинается лихорадочный поиск людей, которые могли бы писать тексты песен. Такие, конечно, находятся: тексты для Северного? - В чем проблема!
Однако, время на дворе непростое, оттого многие доморощенные авторы просят не называть их фамилий. Так появляются песни, авторами которых объявляют "Рудика", "Женю", "Юрия Николаевича" и т. п. И только те, кому терять просто нечего (были и такие) - своих имен не скрывают: Владимир Роменский и Владимир Шандриков, например.
Впрочем, пора вернуться в наш родной Киев, куда весной 1977 г. для записи очередного магнитоальбома приезжает тот самый Аркадий Северный. Подробности концерта мной достаточно подробно описаны в статье "Киевский концерт Аркадия Северного", поэтому не буду на них долго останавливаться, а только скажу, что пел Аркадий в сопровождении ансамбля под руководством... Кого бы Вы думали? Григория Бальбера!
Сохранилась фонограмма этого концерта. Приведу небольшой отрывок ее расшифровки:
А. Северный: Гришенька, ты понимаешь, в чем дело... Я хочу спеть тобою написанную песню про Подол, она мне очень понравилась...
Г. Бальбер: Ну, что ж, Аркаша, разреши мне подарить тебе песенку, которая родилась у нас здесь в Киеве, в нашем коллективе. Песня про наш город, про мой любимый Подол, где я родился, провел свое детство... Если бы не проклятые фашисты, до сих пор бы там жил!..
Осенью этого же, 1977 г., на одном из домашних концертов А. Северный вновь подтверждает авторство Г. Бальбера:
"...Песню сейчас вам спою. Мне в Киеве подарил Гриша Бальбер, мы ее, правда, делали там с оркестром..." Да и в последующие годы, почти при каждом исполнении "Песни про Подол", Северный не забывает упомянуть ее автора. Кстати говоря, в те годы сомнений в авторстве Бальбера почти ни у кого не было…
Представляется крайне маловероятным, чтобы в те времена, когда в отношении сочинителей и исполнителей подобных песен фабриковались уголовные дела, Г. Бальбер присвоил бы авторство чужой песни - чего он мог добиться, кроме крупных неприятностей? Это сейчас, когда запрещенные ранее песни снова вошли в моду, для каждой более или менее известной находится по несколько претендентов на авторство, отпихивающих друг друга в очереди за дивидентами.
В настоящее время Гриша Бальбер проживает в США, жив-здоров и даже время от времени выступает с небольшими концертами. Надеюсь, что рано или поздно он сам расскажет – как оно было на самом деле...
Игорь Ефимов
P. S. 8 сентября 1998 г. газета "Метро" под рубрикой "Эхо скандала" напечатала интервью с Ю. Морозовым. В нем уважаемый интервьюируемый в дополнение к ранее предъявленным доказательствам приводит рассказ о собственном дедушке, якобы послужившим прототипом героя песни, а также ссылается на своего знакомого Э. Кравченко, который как будто является автором "варианта", исполнявшегося Духовным. При этом Морозов великодушно отказывается от пятого, заключительного, куплета в пользу Духовного.
Исходя из этого, считаю необходимым привести текст песни, исполненной Г. Бальбером и А. Северным в Киеве 20 апреля 1977 г., и состоящий из
7 куплетов (5-й куплет "Духовного" в ней отсутствовал):
А мой дедушка родной,
Киевлянин коренной,
Чуть однажды не сошел с ума:
Слух по Киеву прошел,
Что должны снести Подол
И построить новые дома.
Припев:
Но без Подола Киев невозможен,
Как святой Владимир без креста!
Это же кусок Одессы,
Это новости для прессы
И мемориальные места.
И в Одессе, и в Москве,
И в таежном городке,
Где б ты ни был, где бы ты-таки, не шел -
Пусть ты Киева не знал,
Но уверен, что слыхал
"Гоп-со-смыком" - песню про Подол!
Припев.
А Верхний Вал и Нижний Вал -
Сам Хмельницкий там бывал
И водил свого коня...
А там где пил вот этот конь -
Там счас строят Оболонь
По проекту завтрашнего дня!
Припев.
Обойдешь все города,
Но нигде и никогда
Ты не сможешь помолиться Богу.
Но маланский наш народ,
Если ищет, то найдет
Только на Подоле синагогу.
Припев.
А с Подола, где ремонт,
Переехал весь бомонд -
Минское шоссе им отвели.
Хоть в квартирах там паркет
И клопов в обоях нет -
Подоляне всё ж возмущены.
Припев.
Древнекиевский престол
Звал Петра к себе за стол,
Но к боярам Петр-таки не пошел.
Поклонился он отцам
И "палатам"-таки, и дворцам
Домик на Подоле предпочел.
Припев.
А в эти двери сотни пуль
Всадил петлюровский патруль,
Рассердясь на бабушку мою,
Но мой дед, он - хавер тот,
Он поставил пулемет
И теперь петлюровцы в аду.
Припев.