Когда заниматься.

Часто возникает вопрос: сколько времени надо уделять игре на гитаре? Если брать гитару иногда, и, побренчав и быстро натрудив пальцы, откладывать до лучших времен, то ждать заметных результатов не стоит. Поэтому, если Вы хотите научиться играть, необходимо знать следующее. Чем больше времени ежедневно будет отведено под овладение техническими приемами, тем скорее обнаружатся результаты. Рекомендуется занятия проводить утром, а заниматься до первого утомления рук или болевых ощущений в пальцах. Когда руки устанут*, надо расслабить мышцы и слегка потрясти несколько раз подряд опущенными книзу кистями. Потом занятия необходимо продолжить.

Однако черезмерно продолжительные или непосильные занятия вместо пользы могут принести вред. Кроме того, гитару лучше брать каждый день на немного, чем раз в неделю тренироваться часами.

Незнание нот - не есть преграда.

Как же хорошо знать ноты! (Тем более всякие сольфеджии,...). Но не все же обучались в музыкальных школах!

Играть на гитаре хочется многим, также многим достаточно уметь себе аккомпанировать, и для распевания песен в хорошей кампании этого вполне достаточно.

При пении под гитару возникает несколько трудностей, для облегчения нашей задачи мы будем избавляться от каждой по очереди. Трудности возникают из-за того, что одновременно работают две руки (правая и левая) и, если можно так сказать, голова с горлом. И если по отдельности их работа Вас удовлетворяет, обеспечить их совместное функционирование достаточно сложно. Вообще, при пении самая важная роль отводится голосу, поэтому все внимание должно быть сосредоточено на нем, следовательно, сама игра на гитаре должна происходить автоматически.

Выделим следующие трудности :
1. Сильно устает левая рука, особенно при взятии аккордов с баррэ.
2. Пальцы правой руки путаются, и им не хватает быстроты.
3. Петь без гитары получается, но при аккомпанировании себе сбиваетесь с темпа и перестаете попадать в ноты.
4. Петь под гитару получается, но чего-то не хватает.

Первая и вторая трудности решаются чисто технически, для этого достаточно тренироваться. Третья и четвертая так просто уже не решаются, для этого надо точно знать, что делать, а об этом могут сказать те, кто через это уже прошли.

Левая рука быстро устает из-за нетренированности. Можно порекомендовать тренировать руку с помощью всевозможных эспандеров. Однако лучшей тренировкой будет тренировка игрой. Сначала нужно найти некоторую песню, в которой аккорды с барре чередуются с аккордами без барре. Запомнив последовательность, можно приступить к тренировкам, начиная с достаточно медленного темпа. При этом, чтобы не было скучно, можно про себя напевать слова песни. Когда рука устанет достаточно, необходимо отдохнуть, а потом продолжить.

Не стоит доводить какую-либо песню до идеала, повторяя только ее много раз. В некоторый момент, когда успехи станут более-менее заметными,надо перейти на более сложную песню, не давая себе застаиваться. Вернувшись позже к первой, Вы обнаружите, что она стала для Вас совсем простой. Следовательно, для достижения результатов надо постоянно двигаться вперед. Этот принцип будет уместен и дальше. Причиной запутывания и усталости правой руки является также отсутствие тренированности. Вообще, во время упражнений необходимо строго следить за тем, чтобы правая рука сильно не напрягалась. Для этого она должна находиться в правильном положении, то есть лежать нижней частью на корпусе гитары, а не висеть.

Следующее упражнение подойдет для тренировки абсолютно всем гитаристам, как начинающим, так и достаточно опытным. Упражнение1.

Совмещение пения с аккомпаниментом, вообще говоря, вопрос не тривиальный. Следующие рекомендации позволят Вам хотя бы понять то, к чему и как нужно стремиться.

1. Петь без гитары получается, но при аккомпанировании себе сбиваетесь с темпа и перестаете попадать в ноты. В этом случае нужно уделять больше внимания пению. Руки должны играть автоматически. При этом темп игры правой рукой необходимо удерживать строго фиксированным. Если и пение, и аккомпанимент будут нанизаны на строгий ритм, качество игры улучшится заметно. А держать ритм фиксированным тяжело только в начале, потом к этому привыкаешь.

2. Для улучшения качества песни человек иногда начинает "пропевать", то есть тянуть, каждую гласную в словах песни. Это может происходить автоматически. Однако получающийся результат не может оказаться достаточно хорошим. Возникает ясное понимание того, что пение сильно отличается от оригинала, хотя причина остается непонятной.

Дело в том, что вовсе не все гласные надо тянуть, большую часть из них надо просто проговаривать. Избавиться от этого недостатка пения можно следующим образом.

Все слова надо стараться проговаривать быстро, вовсе не тяня гласные, с таким рассчетом, чтобы слова опережали музыку. Если Вы достаточно хорошо знаете оригинал, Вы сами почувствуете, какие из них действительно надо спеть. Это позволит Вам петь песни правильно и будет еще одним шагом в общество классных гитаристов.

Напоследок вот Вам один секрет, который может сильно помочь. Человек при пении часто слышит себя изнутри, и не факт, что окружающие слышат то же самое.

Попробуйте записать то, как Вы поете, например, на магнитофон, а потом послушать. Скорее всего, то, что Вы услышите при прослушивании, Вам мало понравится. Но будет по крайне мере ясно то, с чем надо бороться. Также можно порекомендовать пение в кампаниях, после чего, будьте уверены, петь у Вас будет получаться намного лучше. Дальше все зависит от Вас. О результатах и своих придумках пишите, другим это обязательно окажется полезным.

Постановка рук

Начинать обучение следует с правильной постановки рук.

Правая рука ниже локтевого сгиба должна быть положена на край обечайки (место соединения обечайки с верхней декой), чуть левее самой широкой части корпуса гитары. Другим ориентиром может быть нижний порожек, который находится приблизительно на одной линии с местоположением руки.

постановка левой руки при игре на гитаре

Кисть правой руки немного опущена в сторону струн и отклонена вправо настолько, что бы ногтевая сторона пальцев, при извлечение звуков была расположена почти параллельно к линии натяжения струн, так как удары пальцев направляются почти перпендикулярно к струнам. Это даёт наиболее мощное звучание. Всем пальцам, кроме большого придаётся округлая форма.

соотношение левой руки и струн

Указательный палец находиться на 3 струне, около края розетки со стороны нижнего порожка.

В момент игры большой палец находится впереди указательного, то есть ближе к грифу гитары. При извлечении звуков большой палец должен быть прямым или несколько изогнутым, в направление от указательного пальца. Последнее - лучше, но не у всех людей большой палец поддаётся сгибу в этом направление.

Кисть и пальцы обычно принимают правильное положение, если, положив руку на обечайку, как было указано; и расслабив мышцы этой руки так, чтобы кисть повисла, поставить кончики пальцев на струны.

Чаще всего в нотах для шестиструнной гитары пальцы обозначаются маленькими (строчными) буквами, являющиеся первыми буквами названий пальцев в латинском языке (смотрите рисунок).

Большой палец - p или +. Предназначен для игры (чаще всего) на 6, 5, 4 струнах.

Указательный палец - i или . Предназначен для игры на 3 струне.

Средний палец - m или .. Предназначен для игры на 2 струне.

Безымянный палец - a или ... правая рука

Четыре пальца левой руки - указательный, средний, безымянный и мизинец используются для прижатия струн на ладах. Освободившиеся от прижатия пальцы нельзя опускать за приделы грифа, они должны находиться над грифом. Большой палец находится за грифом, и создаёт опору для пальцев, прижимающих струны. Будучи распрямленным он должен находится напротив указательного пальца, и почти параллельно металлическому порожку лада. Точное расположение большого пальца зависит от расположения других пальцев руки (от растяжки пальцев).

Пальцы, прижимающие струны, должны быть полусогнутыми (приняв округлую форму). Пальцем руки надо придать такую форму, что бы ладонь никоем случаем, не соприкасалась с грифом. Прижимать струны нужно подушечками пальцев, за исключением приёма баррэ. Нельзя допускать прогиб пальцев, при прежатии струн. В исключение входит прогиб указательного пальца, когда ему требуется прижать сразу 2-3 струны одновременно.

Струны надо прижимать возле металлического порожка. Пальцы левой руки обозначаются цифрами, и выставляются перед или над нотами.

Звук на гитаре извлекается посредством щипка, или, точнее, удара по струнам кончиками пальцев правой руки. Большой палец производит щипок от себя, указательный, средний и безымянный палец производят щипок к себе (мизинец в игре не участвует). Сила удара исходит от третьего сустава. Приготовленный для удара палец должен находиться перпендикулярно по отношению к струне. При таком положении соприкосновение придает большую силу удару, делая его более богатым обертонами.

Извлекать звук на струне можно от подставки и до грифа. Если мы будем извлекать звук с одинаковой силой, постепенно передвигая руку от подставки к грифу, то тембр инструмента будет заметно изменяться. Отрезок, на котором возможно извлекать звук, нужно разграничить на три части:

тембр

В верхней части звук наиболее мягок, и тих. Здесь можно, допустим, играть куплеты песен, обращая внимания слушателей не столько на аккомпанемент, сколько на лирику и пение.

В нижней части звук резкий и сильный. Здесь можно играть припевы, в которых больше ценится музыкальное сопровождение. Играя в этой области "боем" довольно отчётливо слышен треск от ударов ногтя о струны.

Средняя часть - это что-то среднее между верхней и нижней.

Неправильное положение правой руки

Чтобы инструмент звучал ровно и ярко, нужно помнить следующее:
1. Удары пальцев по одной струне должны быть сосредоточены в одной точке. Это относится к каждой струне.
2. При ударе по разным струнам (когда звуки извлекаются отдельно или вместе) пальцы должны располагаться по прямой, перпендикулярной струнам.

Если пальцы будут расположены в разных точках, звучание инструмента будет плохое.

правильное извлечение звуков

Чем меньше задерживаются пальцы на струнах во время удара, тем сильнее и ярче звучит инструмент. Направление движения пальцев к себе (указательный, средний и безымянный) и от себя (большой палец) должно составлять приблизительно угол 45o по отношению к струнам. Направление движения указательного, среднего и безымянного пальцев к себе.

Существуют два способа извлечения звуков:

  • 1. Ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей пальцев правой руки.
  • 2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью) пальцев правой руки.

Первый способ считается наиболее употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн и почти одновременно струна скользит на ноготь, который и заставляет струну звучать. От такого удара звук делается сильным и ярким. При игре ногтевым способом ногти не должны быть длиннее, чем на 1,5-2 мм над уровнем подушечек пальцев, должны иметь полукруглую форму и концы их должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом способе извлекает звук краем подушечки.

За ногтями нужно следить, придавая им одну и ту же форму, размер, и ни в коем случае не допускать шероховатостей - все это отражается на звуке.

Второй способ извлечения звука состоит в том, что кончики пальцев правой руки при ударе касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей. Этим способом концертанты почти не пользуются, так как инструмент звучит гораздо тише, чем при ногтевом способе.

Если извлекать звук только мякотью пальцев, то ногти, разумеется, должны быть коротко острижены.

При извлечении звуков надо овладеть двумя приемами, так как на них построена вся техника правой руки: апояндо и тирандо.

Апояндо. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть по направлению к деке.

Тирандо. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев, направленные снизу вверх, то есть от деки.

Удары пальцев правой руки, направленные сверху вниз и снизу вверх, должны быть примерно под углом 45о по отношению к деке.

Каждый из этих приемов мы рассмотрим отдельно.

1-й прием. Удар по струне каждого пальца, направленный сверху вниз, состоит из трех моментов:

а) подготовительный момент - палец над струной в полусогнутом положении;

б) удар кончиком пальца по струне, причем сила удара исходит от третьего сустава пальца;

в) после удара палец останавливается на соседней струне, опираясь на нее в том же положении, как во время удара, и затем снова принимает положение подготовительного момента. (Условное обозначение этого приема) .)

Этим приемом нужно пользоваться в тех случаях, когда каждый палец извлекает звук отдельно. Извлечь несколько звуков одновременно этим приемом невозможно, поэтому следует применить 2-й приём.

2-й прием. Удар по одной или нескольким струнам, направленный снизу вверх. Этот прием состоит из двух моментов:

а) подготовительный момент - пальцы над струнами в полусогнутом положении, так же, как в первом приеме;

б) удар по одной или нескольким струнам; сила удара исходит от третьего сустава, пальцы остаются в полусогнутом положении, после чего опять занимают подготовительный момент. (Условное обозначение этого приёма .)

Этим приемом следует пользоваться в тех случаях, когда берутся несколько звуков одновременно, а также при всех видах арпеджио. Большой палец извлекает звук так же, как и в первом случае.

Работая над постановкой рук, посадкой и освоением теоретического материала, учащийся пользуется приемом тирандо. Несколько позже надо освоить и прием апояндо.

Этими двумя приемами нужно овладеть в совершенстве и применять их, как уже было сказано раньше.

]]> Rambler Top100 ]]>
Реклама:      

© 2001-2024 Ганичев Андрей
http://www.ngavan.ru - В нашу гавань заходили корабли
Все права на подборку материалов принадлежат настоящему сайту. Несанкционированное использование информации с сайта без ссылки на него запрещено и преследуется по закону.
http://www.ngavan.ru